Discohelix alternata

Discohelix alternata Gerasimov, 1992

Discohelix alternatum: Герасимов, 1992, стр. 23, табл. 6, фиг. 1, 19.
Discohelix alternata: Гужов, 2009, стр. 54, рис. 5, фиг. 3-5.

Название вида: от alternatus (лат.) - чередующийся [характеризует скульптуру раковины] - П. А. Герасимов, 1992, стр. 23.

Голотип П. А. Герасимова
J2cl2-c   Щёлково
Голотип П. А. Герасимова. Обр. № 1538 (ГГМ, VI 222/67)
J2cl2-c   Щёлково
Паратип (Обр. ПИН, 4863/179)
J2cl2-c   Щёлково

Паратип, обр. № 1690 (ПИН, 4863/178)
J2cl2   Щурово
Паратип, обр. № 1690 (ПИН, 4863/178)
2cl2   Щурово

Описание автора.
Цитируется из: Герасимов, 1992, стр. 23 (в квадратных скобках - замечания редактора).
Раковина небольшая, дискообразная, вогнутая сверху и снизу, довольно толстостенная. Оборотов шесть. В поперечном разрезе они неправильно четырёхугольные, их внешние края килевидные, с рядом последовательно чередующихся поперечно удлинённых бугорков двух порядков: трёх-четырёх маленьких и одного крупного. На остальной поверхности наблюдаются тончайшие сближенные спиральные рёбрышки и подобные им по рельефности косо направленные осевые. В местах пересечения в лупу заметны бугорки. Скульптура верхней и нижней частей раковины однотипна.
Размеры в мм:
Диаметр раковины       7      9     12
Высота около устья      3     4     4,5
Сравнение. [Данный] вид наиболее близок к Discohelix albinatensis Dumortier из байоса Франции, описанному и изображённому в работе Ф. Роман (Roman, 1935, с. 39, табл. 6, фиг. 1) но отличается наличием чередующихся по величине бугорков на краях оборотов.

Описание А. В. Гужова.
Цитируется из: Гужов, 2009, стр. 54-55.
Раковина дисковидная, примерно одинаково вогнутая с апикальной и умбиликальной стороны. Самый крупный экземпляр (паратип №4863/178) имеет диаметр 11,4 мм и высоту 4 мм (раковина не сохранилась), голотип имеет диаметр 9,5 мм при высоте последнего оборота 3,3 мм в начале и 4,6 мм в конце. Шов поверхностный, извилистый. Апикальная и умбиликальная поверхности оборотов вогнутые, а боковая - почти плоская. Адапикальный и абапикальный перегибы несут по ряду бугорков, которые различаются размерами. Между каждыми тремя-четырьмя мелкими аксиально вытянутыми бугорками располагаются одиночные крупные округлые бугорки. Это чередование нескольких мелких и одного крупного бугорка синхронно наблюдается в обоих рядах бугорков и развито на всех сохранившихся оборотах всех раковин этого вида. Именно это специфическое чередование обусловило название, предложенное виду П. А. Герасимовым. На одном обороте несколько десятков бугорков, из которых 8-11 крупные. Голотип имеет 11 крупных бугорков на оборот. Обороты покрыты многочисленными спиральными рёбрышками, которые особенно густо покрывают боковую сторону и зону развития бугорков. На апикальной и умбиликальной стороне развито от 4-5 (на ранних оборотах) до 6-7 (на крупных оборотах) рёбрышек. На самых ранних оборотах спиральная скульптура на апикальной и умбиликальной стороне отсутствует (рис. 5, фиг. 8). На последнем обороте голотипа на боковой стороне более 20 рёбрышек (примерно 4-5 рёбрышек на 1 мм). Линии нарастания нерегулярные, слабее рёбрышек и не приводят к возникновению сетчатой скульптуры, на боковой стороне не видны. Угол вогнутости апикальной стороны раковины 135° (оба паратипа), а умбиликальной - 145° (голотип). Последний оборот в сечении четырёхугольный.
Внутривидовая изменчивость. Наблюдаются вариации в форме крупных бугорков, в количестве бугорков на оборот и в степени вогнутости апикальной стороны раковины, причём угол вогнутости умбиликальной стороны превосходит таковой апикальной стороны, что для Discohelix необычно. К сожалению, все раковины, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют оценить угол вогнутости только одной из сторон, тогда как вторая запечатана породой.
Сравнение. От других видов отличается характерным чередованием мелких и крупных бугорков.
Замечания. Экземпляры D. alternata Gerasimov, 1992 собраны из карбонатно-глинистых прибрежных мелководных отложений среднего келловея (Московская обл.), по условиям накопления, вероятно, близких к среднеюрским "оолитам". Помимо высокой карбонатности осадка, о высокой температуре поверхностного слоя воды свидетельствуют находки многочисленных разрозненных колониальных склерактиний Thamnasteria. Эти отложения маркируют фазу келловейского температурного максимума в Среднерусском море, достигшего пика во время coronatum.
П. А. Герасимов (1992) пишет о пяти раковинах вида в его коллекциях, из которых наиболее крупный имеет диаметр 12 мм при высоте 4,5 мм. Среди найденного материала этого экземпляра нет, но, возможно, это неточные измерения упомянутого выше паратипа № 4863/178. Экземпляр 4863/178 ранее изображён у Герасимова (1992) на табл. 6, фиг. 1 под номером 1690.

Стратиграфический интервал.
Келловейский ярус, средний подъярус.

Местонахождения.
В пределах Европейской части РФ.
Московская обл.: Щёлковский р-н. Карьер к северу от города Щёлково.
? Раменский р-н. Бывший карьер к юго-востоку от ж\д платф. "55 км" близ г. Гжель.
Коломенский р-н. Глиняный карьер Щуровского цементного завода к западу от г. Щурово.

За пределами Европейской части РФ.
Вид не обнаружен.

Частота встречаемости. Очень редко и только в указанных местонахождениях.

Вмещающая порода. Мергель и песчаник известковистый с железистыми оолитами, иногда с раковинным детритом.